23. "А я хотел быть свободным и петь"

«6 мая 1966 г. Мне наименьшему…

  Сегодня я не провёл медитацию. Нужно было идти рано к Килиану, было несколько человек к исповеди; богослужение продолжалось почти до полудня. Между тем целый день у меня из памяти не выходят слова, с которыми я пробудился и которые огромное число раз вспоминались в Первую Пятницу – слова о несравненных сокровищах Христа. «Мне, наименьшему из всех, дана эта благодать». И сколько уже появилось тех золотых огоньков, которыми Христос привлекает к Себе? За исключением 12 лет в Ровном, на протяжение которых Первая Пятница редко когда была ограничена одним только храмом, сколько же верующих имели возможность прибегнуть к Великому Обещанию? Как замечательно я отправлял её в Олеско. Разные и серьёзные были препятствия, тяжёлые условия, чтобы добраться, и все же золотая цепочка не прерывалась. Всегда выходили в определённое время к поезду, иногда ожидая часами, а потом в молчании провожали к дому, каждый раз иному, и всё отправлялось без помех.

   А эти два последних года, почти всегда (…): Тайынша, Акмолинск, Шортанды, разве это не нескончаемое чудо благодати? Я всегда говорил им об этом, и теперь, возможно, они понимают ещё лучше, чем до этого – так же, как и я.

Сегодня мы начали новую девятницу. Как для Арыкты пришло немало – 17, из них четверо мужчин. Может, продержатся. Я сказал, что и для них открывается источник благодати.

7 мая.

   Сегодня прекрасный майский день. Где-то там далеко колышутся деревья, быстро засыпая цветами воды над Корчиком [левый приток речки Случь, Корецкий район Ровенской области], посаженные ещё в эпоху Польши, они расцветают у Массальских в Здолбунове. Тут же по улицах скрипят тракторы, с клокотаньем переваливаются комбайны, а перед ветхими хатами, часто накрытыми землёй или соломой, никто не заботится про минимум эстетики. Александр, прищипнувший пару деревьев, относится к исключениям. Для того чтобы глазами наткнуться на зелень, нужно выйти за поселение на раскидистую степь, которая тянется до самого Кембедайка [ред. с. Кенбидайк Коргалжынского района в Казахстане].

   Но самое вкусное находится, вероятно, на кладбище. Так думает, должно быть, коровка, которую я уже дважды видел недалеко от могил. (…) Вчера я застал её снова, уже вечером, когда она жадно щипала траву. Но не знаю, та самая ли. В прошлый раз на какой-то свежей могиле лежала оторванная поперечная балка креста. Я намучился, чтобы как-то прикрепить её. И вот сегодня смотрю, а мой крест сломан посередине. Какая-то злая сила или, может, ветер? Я погрозил коровке, и она, пусть и нехотя, поневоле отошла… чтобы через мгновение вернуться, с другой стороны. Я был вынужден объяснить ей, что такое нахальство не является признаком хорошего воспитания, а кладбище – это святое место (…).

  Что ж, одна корова мне не мешала, хотя за ней мог прийти пастух, а я хотел быть свободным и петь. Только тут, среди могил, на открытом пространстве, под вечерним небом, затянутым тучами, может привольно разливаться польская литания. Kyrie elejson… доносится над могилами с крестами и звёздами, в которых почивают неизвестные кости. Kyrie elejson… далеко-далеко над бескрайней степью».

(Отрывки из дневника "Strzȩpy" о. Серафима Кашубы OFM Cap)

Комментарий:

   Время ссылки отца Серафима неспешно течёт. В отдалённой глуши, в ничем неприметном совхозе Арыкты – в месте его нынешнего изгнания, медленно тянется однообразная череда долгих дней. Но не для Слуги Божьего. Каждый день имеет для него особенное значение и является продолжением «нескончаемого чуда благодати».

 Таким стало для него 6 мая – по календарю 1966 года первая пятница месяца. Отец Серафим хорошо помнит о великом завете благодатей, которые Иисус обещал всем, кто прильнёт в этот день к Его Святейшему Сердцу.

Традиция богослужения Первой Пятницы и почитания Святейшего Сердца Иисуса является одной из самых важных в духовной жизни католиков, прежде всего потому, что она была установлена самим Христом. Её корни восходят ко второй половине XVII столетия, когда во время мистических явлений французской монахине св. Маргарите Марии Алакок Иисус открыл Своё израненное Сердце, пылающее великой любовью к людям, настолько великой, что оно не в силах сдержать в себе это пламя. Сердце было окружено терновым венцом и увенчано крестом, а из Его ран выбивался свет. Несмотря на страдания, которые Оно переносит из-за неблагодарности людей, Иисус не перестаёт любить. Он первый протягивает к нам руку помощи, первый открывает Своё истерзанное Сердце, первый жаждет примирения и желает, чтобы каждый мог спастись.

Подобные этим образы Пресятого Сердца Иисуса и Непорочного Сердца Девы Марии на стене домика, где о. Серафим правил Месу.



   Спаситель оставил св. Маргарите Свои «несравненные сокровища» – Великие Обещания Своей любви:

«Обещаю тебе во имя величайшего милосердия Моего Сердца, что Его всемогущая любовь дарует благодать безмерной твердости в вере и вечного спасения тем, кто кто принимает причастие в первую пятницу девять месяцев подряд. Они не умрут в Моей немилости или без Святых Тайн».

«Я дарую всякую благодать и помощь, какая им необходима в жизни».

«Я установлю и сохраню мир в их семьях».

«Я утешу их в скорбях».

«Я буду им прибежищем в жизни, и особенно – в смертный час».

«Я щедро изолью благодать на все их труды и дела ».

«Грешники найдут в Моем Сердце неиссякаемый источник милосердия».

«Теплохладные души воспламенятся, поклоняясь Моему Сердцу».

«Пылкие души быстро поднимутся к высшему совершенству».

 «Мое благословение пребудет в тех местах, где есть изображение Святейшего Сердца и где Ему поклоняются».

 «Всем, кто трудится ради спасения душ, Я дарую благодать обращать самые ожесточенные сердца».

 

«В Моем Сердце будут навечно начертаны имена тех, кто распространяет Его почитание».


   Такие дары Божьего милосердия Слуга Божий сравнивает с «золотыми огоньками, которыми Христос привлекает к Себе» и жаждет, чтобы этот «источник благодати» приняло как можно больше людей. Кроме того, почитание Святейшего Сердца Иисуса было особенно важным для о. Серафима благодаря благодати исцеления от тяжкого недуга, который он болел ещё в детстве. Он хорошо помнил тот день, когда папа подошёл к его больничной койке и, склонившись над ним, сказал: «С этой минуты всё будет хорошо, потому что я посвятил тебя Святейшему Сердцу Иисуса». И это сбылось. Все симптомы болезни бесследно исчезли. Лойзек был чудодейственным образом исцелён. Теперь о. Серафим пытается передать небольшой общине верующих в Арыкты яркий опыт исполнения Великого Обещания в его собственной жизни и живую веру в щедрое излияние благодати из Святейшего Сердца Иисуса в Первую Пятницу месяца. В его памяти ещё живы воспоминания о Первых Пятницах в Ровном, а потом, в течение последних лет, в Казахстане – в Тайынши, Акмолинске, Шортанды… Слова сосланного священника исполнены великой благодарностью Господу за то, что ему была дана возможность почитать Святейшее Сердце Иисуса даже в таких неблагоприятных обстоятельствах – под постоянным надзором милиции и угрозами арестов. Его душа исполнена благодарности за то, что «золотая цепочка не прерывалась» …

   Безусловно, в заметном увеличении арыктынской общины верующих Слуга Божий видит вмешательство Божьей благодати. В тот день на богослужении было уже 17 верующих. Значит, о. Серафим может начать новую девятницу перед торжеством Сошествия Святого Духа. Следовало бы ещё раз осознать, что ещё три месяца тому назад в этом совхозе не было ни одного католика. Очевидно то, что Господь дал своему слуге особенный дар ловить души для Христа сетями правды и словом жизни. «Истинный ловец душ» – так можно было бы охарактеризовать харизму о. Серафима.

   Запись в дневнике, помеченная 7 мая, открывает ещё одну исключительную черту духовного портрета Кашубы. Живое и немного шутливое описание встречи на кладбище с коровой, которая любой ценой хочет пастись на этом «святом месте», на самом деле содержит более глубокий смысл. В тот момент о. Серафим хочет остаться в одиночестве, чтобы вслух, без посторонних, петь Литанию для Пречистой Марии. «Я хотел быть свободным и петь», – открывает он нам своё сердце в записках дневника. Это великая потребность души прославлять Господа, воспевая красоту Пречистой Девы Марии и Её миссию в деле спасения. Необходимость очень глубокая, не для постороннего глаза или ради выполнения церковного предписания. Это искренняя потребность любящего сердца, которое в особое время, посвящённое Марии, желает через молитву быть рядом со своей Небесной Матерью.

 (Размышления и комментарий - брат Казимир Гузик OFM Cap)


МОЛИТВА ПО ХОДАТАЙСТВУ ДОСТОЧТИМОГО СЛУГИ БОЖЬЕГО СЕРАФИМА КАШУБЫ

 

Боже, Ты одарил Своего Слугу Божьего Серафима достоинством Христова священства,

и благодаря благодати призвания к Ордену Братьев Меньших Капуцинов

позволил ему посвятить все свои силы на Твою славу,

для Твоего Царства и ради спасения человека.

Соделай милостиво так, чтобы мы по его примеру

постоянно совершенствовались в действенной любви к Тебе и Твоей Церкви.

Будь прославлен, Господи, в Твоем Слуге Серафиме, в его жизни и поступках, 

позволь мне утешится его святым заступничеством,

и удели благодать, в которой нуждаюсь……..

 Тебе, Боже, в Троице Единому, честь и слава на веки веков. Аминь.

 

(Отче наш. Радуйся, Мария. Слава Отцу.)

Сайт Кустодии Отдена Братьев Меньших Капуцинов

в Украине и России

http://kap.org.ua/ 

бул. Перова, 1 Б, Киев, 02125, Украина

e-mail: ofmcap.ua@gmail.com