22. «Утешь, Иисус, как утешил Монику!»

«3 мая 1966 г. 

   Я написал прошение в Москву. Кратко и ясно: что меня несправедливо и поспешно судили и теперь не могут дать работу. Прошу об отмене приговора и о регистрации, чтоб я мог выполнять работу священника. Пусть всё идёт под покровом Царицы. Милые цветочки живут в воде – только у одного отпало два лепестка.

4 мая 1966 г.

   Не плачь! Иисус приходит и утешает. Выходит навстречу – как в Наин. Теперь их было пятеро – но вместе с ними бесчисленные легионы, которые, как Моника, молят о чуде. Жива ли Ты ещё, старушка Метхильда, которая годами выплакивала глаза за сына, отдалившегося от Бога? А Мария? Заботилась о детях, словно о нежных цветочках, оберегая их от бури безверия. Так радостно было слышать, как они благочестиво молились. И тут ворвался враг, потянули его, чтобы пошёл к ним, а теперь принуждают к кощунству. Как тут не плакать?

  В день св. Моники в памяти стоят вереницы матерей в слезах. Всё ещё вижу их, тех матерей и бабушек, которые ведут свои сокровища к кровати Ганечки, а она охрипшим от напряжения голосом учит их любить Иисуса. Потом ясный день Первого Причастия. Ещё пару лет, и далее одни только слёзы и печаль. Стремительный поток жизни поглощает всякий идеализм. Можно понять Катю, когда, трагически потеряв маленького Виктора, она плачет, как мать, но жертвует своего ребёнка Богу, говоря: «Может, и к лучшему, что он погиб, и у мира не было времени для того, чтобы его испортить». Какие же всё-таки вдохновенные слова: raptus est, ne militia mutaret intellectum eius [Ред. – перевод с латинского: «Восхищен, чтобы злоба не изменила разума его», Книга Премудрости Соломона, 4, 11). Как-то показали мне фотографию с детьми, а обучение детей назвали преступлением. И вот матери плачут. А мы молимся: «Утешь, Иисус, как утешил Монику!».

(Отрывки из дневника "Strzȩpy" о. Серафима Кашубы OFM Cap)


Святая Моника, молись о нас!

Комментарий:

   Арестованный и осуждённый на ссылку в отдаленное поселение Арыкты, что в 104 километрах на юго-запад от Целинограда (сегодня Нур-Султан – столица Казахстана), о. Серафим не соглашается с таким несправедливым приговором. Он не чувствует себя виновным, потому принимает решение написать письмо в Москву, столицу страны Советов, поскольку именно там распутываются трудно разрешимые на уровне республик вопросы. Суд на Слугой Божьим состоялся в республике Казахстан, но у отца Серафима нет никаких иллюзий. Он прекрасно осознает, что бессмысленно хлопотать об отмене приговора, обращаясь к тем, кто его же и сослал. Нужно искать помощи выше! Прежде всего – у Господа. А если речь идёт о жалобе, то лучше писать непосредственно в Москву. Тогда есть хотя бы призрачная надежда быть услышанным.

Начинается борьба о. Серафима с чиновниками, ответственными за контроль религиозной жизни в Советском Союзе, а точнее – в Казахстане. Причиной тому послужило то, что три месяца тому Кашуба ехал в Москву ходатайствовать перед госслужащими высшего ранга о восстановлении нарушенных прав католиков Казахстана. Тогда его арестовали прямо в пути. Местные чиновники боялись неприятностей, которые могли их ожидать в случае, если бы иск священника дошёл до столицы. Ибо, как показывала практика, в таких случаях вместе с инструкцией (чаще всего в телефонном режиме) на адрес местной власти обязательно приходило недовольство тем, что она не в состоянии навести порядок на своей территории, что не может справиться с обстоятельствами на местах и что теперь необходимо заниматься её делами в самой Москве. Как бы там ни было, человек, пишущий подобные прошения, не выгоден любой власти, а тем более невыгоден священник, которому надлежало бы сидеть в заключении, подальше от людских глаз, как и многим другим, подобным ему.  

   Тут стоит вспомнить о преследованиях священников. Многие из них были заключены в советские тюрьмы. Были среди и них и такие, которые были лично знакомы с отцом Серафимом. Так, например, блаженный отец Владислав Буковинский, арестованный в 1945 году, отбывал наказание до 1954 года, чтобы после небольшого перерыва в 1958 году снова быть осуждённым на следующие три года лишения свободы. После своего первого заключения с 1945 по 1954 годы священник Бронислав Джепецкий был повторно осуждён в 1959 году в г. Кокшетау (Казахстане), приговор – 10 лет работ в исправительных лагерях. Отец Юзеф Кучинский после отбытия первого срока, которое завершился в 1956 году, был снова арестован в 1958 году в Казахстане и осуждён на 8 лет исправительных лагерей. Исполнение приговора длилось до 1965 года. После этого о. Юзеф переехал в село Вербовец недалеко от Винницы. Там он служил до самой смерти в 1982 году. Во время церемонии прощания с о. Юзефом выступил его товарищ по несчастью – литовский священник о. Альфонсас Сфарникас, которому также довелось отбыть два срока наказания – в целом 18 лет заключения. Он обратился к собравшимся с такими словами: «О, как нужна была эта великая жертва священников, разделивших судьбу заключенных Воркуты, Колымы, лагерей Сибири, чтобы и туда принести Бога. Никто не поехал бы туда добровольно со священническим служением, потому что это ад, созданный человеческими руками. Бог в Своём милосердии допустил, чтобы священник принял участие в судьбах стольких невинно осужденных людей. И ты, Юзеф, был одним из них ... Твоим приходом была Воркута, дышащая ненавистью и насилием. Теперь для тебя, брат, всё свершилось. Теперь почивай, ты это заслужил. Последующие поколения будут жить твоей жертвой всесожжения, которую ты принес Богу и людям».

   Это были чрезвычайно важные слова. И именно они решили последующую судьбу о. Альфонса, поскольку после этой похоронной речи его снова арестовали и осудили на 8 лет лишения свободы. Была ли хоть малейшая доля вины у всех этих священников, чтобы их нужно было так сурово наказывать – на уровне с ворами и убийцами? На самом ли деле они представляли собой угрозу конституционному строю такой огромной империи, где сотни тысяч милиционеров и агентов секретной службы КГБ непрестанно следили за этими и подобными им бесстрашными мужами. Всё, что они могли сделать, это пытаться разыскать своих рассеянных и преследуемых братьев и сестер, продолжавших верить в Бога, чтобы принести им в таинстве исповеди Его милосердие и насытить их сердца Телом и Кровью Иисуса. В глазах атеистической империи их упорство было пугающим и таящим опасность. Но как тогда, так и сегодня, трудно найти логическое объяснение репрессиям, которые советская власть применяла к католическим священникам.

   Перечисленные примеры преследования могут помочь нам глубже осознать обстоятельства, в которых находился о. Серафим вовремя его пребывания в Арыкты, а также увидеть, насколько опасным могло быть для него такое невинное, на первый взгляд, письмо-жалоба на нарушение личного права человека. Несмотря ни на что, он отдает всё в руки Своей Царицы – так называл он Пречистую Деву Марию. В Её руки Слуга Божий доверяет не только свои письма, но также свою судьбу и будущее.


Фото о. Серафима Кашубы с общиной в г. Ровно, Украина, 1945 год


 

   После заметок о таких значительных моментах в жизни отца Серафима в его дневниковых записях совершенно неожиданно появляется новый сюжет: священник-изгнанник пишет о цветочках, которые он накануне сорвал в степи. Он лаконично отмечает, что у одного из тех цветочков опало два лепестка. Так ли важно, сколько опало лепестков? Мысли Серафима клубятся вокруг содержания письма в Москву, сердце рвется в родные края – на праздник в Ченстохове, а тут неожиданно эти цветочки. Чтобы это значило? В этом проявляется такая черта о. Серафима, как исключительное внимание к самым незначительным мелочам. Можно вспоминать многочисленные примеры из жизни Слуги Божьего, в которых отразилось именно такое видение мира – сквозь призму деталей. Всё было важным для него – начиная от судьбы любого человека, его семьи, семейных обстоятельств, возраста его ребенка, откуда он был родом, и заканчивая двумя лепестками крошечного цветочка. Вечность слагается из секунд – а судьба человека из мелочей... 

    Ещё один день сосланного священника неспешно подошёл к концу. А на следующий день в его дневнике появляются уже новые записи. Из них видно, как слезы матерей, плачущих из-за неверия своих детей, до глубины души трогают отзывчивое сердце отца Серафима. Согласно литургическому календарю 4 мая – день памяти св. Моники, которая на протяжении многих лет молилась о своем нераскаянном сыне Августине и непреклонно верила, что он найдет Господа и спасется. В итоге ее сын стал святым, великим учителем Церкви. Отец Серафим приводит пример святой Моники – покровительницы обращения детей к Богу. Её молитва во все времена поддерживает каждое материнское сердце, которое страдает из-за того, что ее ребенок забыл Бога. В тот день на Службе было пять женщин, и эта болезненная тема сразу проявилась в слезах одной из них. Отец Серафим знает их судьбу и потому сопереживает тем матерям, чьи дети, получив благодать веры в стенах родного дома, где они выростали в молитве, улетели в широкий мир, словно птенцы из гнезда, а вместе с тем забыли о материнских наставлениях и растратили то бесценное сокровище, которое они вынесли из дома.

   Как-то уполномоченный по религиям города Полонное демонстрировал в качестве доказательства «преступной деятельности» о. Серафима одну из его фотографий, на которой тот был снят в окружении детей, праздновавших свое Первое Причастие. Чиновник угрожал Серафиму суровой расправой, потому как он, священник, «запятнал» душу невинного ребенка, принеся ему Иисуса. А это большое преступление! Слуга Божий оставляет эти воспоминания без комментариев. В душе лишь невыразимая тоска... Матери плачут, потому что дети живут без Бога ... «А мы продолжаем молиться: «Утешь их, Иисус, так, как когда-то Ты утешил Монику...».

(Размышления и комментарий брат Казимир Гузик OFM Cap)


МОЛИТВА ПО ХОДАТАЙСТВУ ДОСТОЧТИМОГО СЛУГИ БОЖЬЕГО СЕРАФИМА КАШУБЫ

 

Боже, Ты одарил Своего Слугу Божьего Серафима достоинством Христова священства,

и благодаря благодати призвания к Ордену Братьев Меньших Капуцинов

позволил ему посвятить все свои силы на Твою славу,

для Твоего Царства и ради спасения человека.

Соделай милостиво так, чтобы мы по его примеру

постоянно совершенствовались в действенной любви к Тебе и Твоей Церкви.

Будь прославлен, Господи, в Твоем Слуге Серафиме, в его жизни и поступках, 

позволь мне утешится его святым заступничеством,

и удели благодать, в которой нуждаюсь……..

 Тебе, Боже, в Троице Единому, честь и слава на веки веков. Аминь.

 

(Отче наш. Радуйся, Мария. Слава Отцу.)

Сайт Кустодии Отдена Братьев Меньших Капуцинов

в Украине и России

http://kap.org.ua/ 

бул. Перова, 1 Б, Киев, 02125, Украина

e-mail: ofmcap.ua@gmail.com