21. "Дом на краю" стал Домом Божьим!


30 апреля 1966 г.

   «Что-то зарождается. Вчера было ещё одно крещение, а сегодня утром мы пережили чудесный момент: облачение Георгия. У св. Конрада будет свой последователь. Вечером начинается майское богослужение. Приветствую тебя, майский рассвет!

   Я думал, что придётся лишь вспоминать, но началась новая страница, и возможно, тоже прекрасная. Мы окрестили десяток детей. Вчера св. Иосиф Труженик пробудил немного рвения (вчера 12, а сегодня уже 18). Майские богослужения и песнопения мы поем главным образом на польском, а потом сходится много немцев. «Хата с краю» стала Божьим Домом. "Non nobis, Domine, non nobis"(«Не нам, Боже, не нам»). Хозяйка – была лютеранкой – повенчалась. 

   Мы искренне и горько плакали. Ведь как не плакать, если там, далеко, такой большой праздник, а нас тут четверо в чужом немецком доме повторяем всё те же слова клятвы: «Мы, дети польского народа», – а потом ещё добавляли – «рассеянные в далёких чужих землях». Сколько же всех вместе сегодня плачут в этот великий день Тысячелетия! В Тайынши, Шортанды, в посёлках и там далеко – в Ровном, Здолбунове, Корце. «Мати благая – пусть Тебя плач сирот…» Немцы плакали вместе с нами. Может, из сочувствия, а может, и в их сердцах проснулась тоска по другой жизни, в которой в мае пахнут цветы, и ними украшается алтарь Богородицы, и поётся на полную грудь. Мы тоже пели три дня утром и вечером. Георгий вспомнил чудесную мелодию литании, так что мы даже не боялись казахских соседей, которые проходили мимо окна. Люди, вроде, не злые, вредить не будут. Они и сами сходятся со своим муллой, так же, как и мы. Но теперь эти дни прошли, а священника, похоже, должны отвезти в какое-то другое место. Сердце сжимается, но повторяю слова, которые так уместно написаны на нашем импровизированном кивоте: "Herr, bleibe bei uns" ("Господи, пребудь с нами"). 

Я не мог сразу возвращаться домой. Нужно было идти, опережая самого себя, куда-нибудь, чтобы по дороге избавиться от переполнявших меня боли и горечи. Издалека я видел отъезжающую машину. Сколько ещё раз будет повторяться это мучительное прощание?

   Уже недалеко от кладбища я увидел среди сухой травы как будто явление – маленький жёлтый цветочек. Осмотрелся вокруг, нет ли ещё где-нибудь. Но на всем бескрайнем поле больше ни следа. Я сорвал цветок и осторожно поднял его, как реликвию. И вот в моих руках оказался не один, а два несмело прижавшихся друг к другу цветка. Снова два. Misit illos binos ("послал их по двое"). Нет, уже не могу и не хочу быть сегодня в одиночестве, когда там все вместе у ног Царицы».

(Отрывки из дневника "Strzȩpy" о. Серафима Кашубы OFMCap) 

Бл. Конрад из Паржама (1818-1894)
Бл. Конрад из Паржама (1818-1894)

Комментарий:

  Для отца Серафима, сосланного в едва заметный на картах Казахстана совхоз Арыкты, сегодня особенный день: к нему приехали долгожданные гости. Это небольшая группа католиков, которые, узнав о неожиданном решении советской власти сослать невыгодного ей священника во всеми забытую глушь, неутомимо разыскивали своего духовного отца, чтобы любыми способами поддержать его и по возможности принять через него служение Иисуса. И вот чудо – они наконец-то нашли его!

   Один из гостей по имени Георгий выразил своё давнее желание вступить во Францисканский Орден Мирян. Обряд вступления должен был состоятся в тот же день. Отец Серафим называет этот момент "obłóczyny", что дословно означает «облачение». Георгий решил пойтиза Иисусом, следуя примеру св. Франциска из Ассизи, и именно сегодня, 30 апреля, он должен сделать свой первый шаг. Но для того, чтобы идти за Иисусом, Георгий должен позволить Господу, чтобы Он облёк его в новую одежду – в одеяние Божьей благодати. Обряд вступления в Орден должен напомнить присутствующим, что вхождение в Орден святого Франциска означает для «облачённого» начало новой жизненной дороги согласно Евангелию и примеру Иисуса. Покровителем новой жизни недавно родившегося в Арыкты францисканца-мирянина был выбран святой францисканец из Ордена Капуцинов – Конрад из Паржама. Он оказался близок Георгию прежде всего потому, что также был немецкой национальности. Но и не только поэтому. Серафим надеялся, что жизнь его святого собрата из Ордена будет вдохновлять и поддерживать Георгия на том пути, на который его призвал Господь. Вероятно, Слуга Божий мог рассказать ему историю жизни Яна Бирндорфера (именно так звали Конрада до вступления в монастырь), который родился в 1808 году в Паржаме, в немецкой Баварии, и был девятым ребёнком в бедной сельской семье. До 31 года Ян работал на поле. Но в 1849 году он решил вступить в Орден капуцинов. Его приняли в монастырь братьев в Альтеттинге. В то время там был санктуарий Богородицы Царицы Баварии, куда съезжались тысячи верующих. Брату Конраду доверили обязанности привратника, а также непростое задание встречать и принимать паломников, помогая и предоставляя им необходимую информацию. Он смиренно исполнял это служение на протяжение 43-х лет. Конрад был известен своей кротостью, искренностью и отзывчивостью по отношению к людям. Он также постоянно опекал самых бедных. Смиренный брат получил от Бога дар сосредоточенной молитвы, а также харизмы пророчества и чтения в человеческих душах. Брат Конрад умер от истощения от труда и болезни 21 апреля 1894 года в возрасте 86-и лет. Такой была история святости простого брата из Баварии, и отец Серафим надеялся, святой Конрад обретёт в Георгии верного спутника в следовании за Иисусом…

   Завершается ещё один месяц весны. Завтра уже май, который открывает новый этап жизни священника-изгнанника – новый этап его душпастырьской работы. Он окрестил более десяти детей, кроме того, на Службу Божью собралось уже 18 человек. Христианская община, хоть и медленно, но понемногу растёт. И простенькая хатка на краю села становится настоящим, хоть и укрытым от человеческих глаз, Божьи храмом. У отца Серафима ещё одна радостная новость: хозяева этого «Божьего дома» наконец решили повенчаться. Просветлённые Божьим Словом, сошедшим в их сердца через проповедование Слуги Божьего, они решили навсегда соединить свои судьбы благодаря благодатному действию Иисуса Христа. В здравии и болезни, в радости и горе – теперь они вместе соединены в Иисусе Христе, пока смерть их не разлучит.Пустые сосуды наполняются, вода превращается в прекрасное вино. И удивительным образом неприметное село Арыкты преображается в евангельскую Кану Галилейскую.

3 мая 1966 года Польша праздновала 1000-летие Крещения. Отец Серафим с большим волнением переживал эту дату:  "Сколько же всего людей плачут сегодня в этот великий день Тысячелетия! В Тайиншы, Шортанды, в селах и там, далеко в Ровном, Здолбунове, Корце..."


   Через несколько дней 3 мая – для отца Серафима особенная дата. В тот год в этот день польский народ отмечал у себя на родине и в диаспоре великий юбилей – тысячелетие Крещения. 1000 лет миновала с момента, когда князь Мешко І окрестилсявместесосвоимближайшимокружением. Таким было начало действия Божьей благодати для племен, пребывавших во мраке незнания и в рабстве демонов. Для них засиял свет с высоты – Иисус Христос. Отец Серафим так сильно ждал этого момента, а теперь, сосланный далеко от своих родных, от монастыря в Ченстохове, где теперь собрались епископ и священники со всей польской земли, он может лишь духовно родниться со своими соотечественниками.

  Получив задолго до того от о. Альбина подробную информацию о запланированном праздновании юбилея, теперь он всеми мыслями и сердцем стремился к родному краю. Даже немцы, бывшие в тот день рядом с о. Серафимом, расстрогались, наблюдая, с каким трепетом их пастырь переживает этособытие. В этот день еще четыре сердца переживают вместе со Слугой Божьим радость и благодарность Господу за тысячелетнюю историю христианства на польской земле. И все же в разбросанных по бескрайним степям Казахстана городах Шортанды, Тайынши, Караганда и в десятках других казахских поселениях сотни тысяч поляков, таких же изгнанников, как и он, даже не подозревают, что сегодня праздник тысячелетия. Против воли выселенные со своих земель, они оказались тут, в далёком Казахстане, вырванные из жизни, культуры и событий родного края. 

   Отец Серафим хорошо знает эту трагическую историю принудительного переселения земляков, которых, начиная с 1935 года, советская власть пыталась вырвать с корнем с их родных территорий, из своей среды, из их домашних очагов. Местом назначения для многих из них стал Казахстан. В целом в течение 1935-1941 годов вглубь Советского Союза было вывезено около 330 тысяч представителей польской национальности… Теперь отец Серафим тут, вместе с ними, рассеянными овечками, далеко от своих, далеко от веселого празднования… Невыносимо ему сдержать слезы…

   Трехдневное отмечани еюбилея должно было завершиться молебном в честь Пречистой Девы Марии. В затерянном в необозримых казахских степях совхозе Арыкты майское богослужение с пением Лоретанской литании звучит не менее проникновенно, чем в далекой Польше. Маленькая хатка наполнилась пением на польском и немецком языках, к тому настолько громким, что прохожие на улице могли обратить внимание и сообщить о них в милицию. Но Серафим знает: люди тут хорошие, потому что и самибыливынужденысобиратьсявтайне на молитвы по домам со своим священнослужителем – муллой. Они наши друзья, не враги.

   Утешением для отця Серафима стали слова, написанные по-немецки на импровизированной дарохранительнице: "Herr, bleibe beiuns" («Господи, пребудь с нами»).

   Тщательно вышитая на салфетке, положенной на ящичке, который кто-то бережно приспособил под кивот, эта молитва напоминала Слуге Божьему о присутствии среди них Иисуса. С момента его пребывания в Арыкты эта скромная дарохранительница принимает великого Гостя, Который сходит с алтаря, чтобы остаться со своими в забытом всеми поселении. Иисус в Святых Дарах теперь постоянно  живет в Арыкты, как когда-то жил неприметной жизнью в Назарете.  Тут о Нем знают только несколько человек, посвященных в эту большую тайну: что в маленькомсовхозебьетсябольшоеСердце Бога. ПробитоеСердцеЕвхаристическогоИисусаизлучаетлюбовь, которая жаждет обнять каждого. Воистинно счастливая вина, если такие непостижимые дары Небесной Любви Бог дарит едва заметному селению, заселенному изгнанниками…


    Когда о. Серафим провел до машины своих гостей, то не мог сразу вернуться домой. Столько эмоций переполняло его. Растроганный до глубины души, он хочет справиться на прогулке с душевной болью, которая выплескивается через край его сердца. Разлука с близкими сердцу и мыслям людьми, разлука с друзьями разрывает болью его душу, наполняет невыразимой горечью. Серафим не прячет свои чувства. Такой бывает цена любви. В тот день, когда все празднуют возле чудотворного образа Пречистой Богородицы в Ченстохове, он здесь, в ссылке, снова остался один. Неожиданно он заметил на дороге два маленьких цветочка. Осмотревшись вокруг, он осознает, что посреди широкой степи увидеть их просто невозможно. Значит, это знак. И значит, он неслучайно увидел их. Эти два желтых, прижавшихся друг к другу цветка (не один, а два!) напоминают ему слова Иисуса, Который «послал учеников по двое» – Misit illos binos. Наверное, это знак, что он не один. Что рядом с ним Его лучший друг – Иисус.

(Размышления и комментарий брат Казимир Гузик OFM Cap)


МОЛИТВА ПО ХОДАТАЙСТВУ ДОСТОЧТИМОГО СЛУГИ БОЖЬЕГО СЕРАФИМА КАШУБЫ

 

Боже, Ты одарил Своего Слугу Божьего Серафима достоинством Христова священства,

и благодаря благодати призвания к Ордену Братьев Меньших Капуцинов

позволил ему посвятить все свои силы на Твою славу,

для Твоего Царства и ради спасения человека.

Соделай милостиво так, чтобы мы по его примеру

постоянно совершенствовались в действенной любви к Тебе и Твоей Церкви.

Будь прославлен, Господи, в Твоем Слуге Серафиме, в его жизни и поступках, 

позволь мне утешится его святым заступничеством,

и удели благодать, в которой нуждаюсь……..

 Тебе, Боже, в Троице Единому, честь и слава на веки веков. Аминь.

 

(Отче наш. Радуйся, Мария. Слава Отцу.)

Сайт Кустодии Отдена Братьев Меньших Капуцинов

в Украине и России

http://kap.org.ua/ 

бул. Перова, 1 Б, Киев, 02125, Украина

e-mail: ofmcap.ua@gmail.com