19. Письмо от Николая

Конверт (единственный сохранившийся) свидетельствует о длительной переписке Николая с о. Серафимом Кашубой.

 

 

 

 

 

Фото со свадьбы Николая Вишневски (он сверхусправа), рядом его жена Франциска, слева о. Серафим, рядом с ним о. Анжей Гладисевич (?) .


27.04.1966

   "Вчера пришла посылка от Николая. Как он обо всем помнил! Среди груды печенья и пряников – бутылка вина и много облаток. И еще кое-что есть. Только сегодня утром с самого дна выгреб – бревиарий – pars verna [ред. лат «Частьвесны»]. Правда, у меня есть свой, но без польского официума – а уже вот-вот святого Станислава. Кстати, подписанный каким-то отцом Станиславом. На первой странице читаю наспех написанные карандашом слова к декану, слова немного странные: «iam consummatum est [ред. лат «свершилось»] – почти два часа отделяют меня от цели – так что напоследок шлю благодарность за внимательную заботу. Там, перед Господом, буду молить о награде». Так мог бы писать неопресвитер, перед тем, как впервые встать у алтаря. Но это «consummatumest»! А потом прощание и последние объятия для братьев в священстве, и наконец возглас: «Сhristusvincit … Сhristusregnat[ред. лат. «Христос побеждает… Христос царствует»].

И вот на следующем листе более отчетливо: «Любимый папочка и дорогая семья! Всего лишь несколько часов отделяет меня от смерти, ничем не заслуженной – долгом священника является принести эту последнюю жертву за Христа. Умираю за то, что учил детей религии. Не плачьте обо мне и не тоскуйте – иду к Мамочке, а там все встретимся», и дальше то же самое и еще более по-священнически: «Спустя три месяца тюрьмы рад, что удостоился страдать и умереть священником». Не забывает также, что он поляк. Вот что он пишет к какой-то тетке: «Меня уже нет среди живых. Теперь я в комнате смерти, а через три часа – конец. После этого последние пожелания и поклоны – только не плакать обо мне, ибо я спокоен – жаль только, что уже не увижу на земле Того, Кто скоро воскреснет».

   Стоит ли читать письмо к коллеге, которому он отдает бревиарий. Там все совсем резко: «Через три часа куля прошьет мне голову» и «приношу последнюю жертву», и просьба: «Передай от меня привет Dzieksztę». Ах, именно там точная дата: г. Глубокое, 4 марта 1942 года. Размышляю: случайно ли остались эти листы в бревиарии? Думаю, нет. Может, речь шла о том, чтобы вспомнить, что для подобной миссии необходимо так же страдать, хоть это и не означает пуля в голову.

Как бы там ни было, в твоей посылке, Николай, это, пожалуй, самое важное».

    (Отрывки из дневника "Strzȩpy" о. Серафима Кашубы OFM Cap) 


Фото Николая Вишневски

Комментарий:

   Николай Вишневский прислав в Арыткы передачу, предназначенную отцу Серафиму. Николай рано стал сиротой, поэтому Кашуба принял его еще подростком и окружил отеческой заботой. Юноша отвечал своему духовному отцу дружбой и искренней преданностью. Он стал верным сотрудником отца Серафима во времена его служения в Ровном. Николай был органистом и тем самым очень помогал о. Серафиму в его душпастырских визитах волынских приходов, играя во время литургических богослужений. В 1953 году Николай женился и поселился в Полонном – откуда и пересылал отцу передачи до Арыкты.

  На дне одной из таких посылок о. Серафим нашел бревиарий, который не был приобретен в книжном магазине. Как этот бревиарий попал в руки Николая, останется тайной. Этой книгой до 1942 г. пользовался другой священник, который назвал себя Станиславом. Он оставил в бревиарии несколько записей карандашом. Поначалу отец Серафим предполагает, что автор прощальной записки молодой, недавно рукоположенный священник. Но, внимательно ее перечитывая, Кашуба осознает, что это последние слова, своеобразное завещание, написанное за несколько часов до казни. Отец Станислав пишет несколько слов неизвестному священнику, прощаясь с ним и выражая благодарность за проявленную заботу. «Через несколько часов буду у цели», – пишет он, понимая, что приговор, исполнения которого он ожидает, неотвратим. Он обещает, что перейдя по ту сторону жизни, будет молиться за своего благодетеля, который, должно быть, очень ему помогал в прошлом.

Позже, на следующей странице, о. Серафим читает проникновенные слова, обращенные к отцу и семье. Отец Станислав твердо убежден, что не чувствует за собой вины, что главная его вина состояла в том, что он был просто священником, который учил детей, раскрывая им Бога.

  Из контекста видно, что о.Станислав был заключен в немецкую тюрьму в городе Глубокое (территория нынешней Белоруссии). 2 июля 1942 г. Глубокое было захвачено немцами, которые основали там столицу округа и Комиссариат Рейха на Востоке. Три месяца подряд отец Станислав находился в заключении и теперь с миром в душе ожидает смерти. В его словах видна гордость, ведь он до самого конца был стойким в вере и призвании священника и удостоился страдать и умереть, как слуга Иисуса. Расстрел – это последняя в его жизни Литургия, которую он, как священник, сможет совершить. Дата «4 марта 1942 г.» – день святого Казимира, последний день жизни неизвестного священника.  И это его последний священнический долг – принести жертву Иисусу. В этот раз – жертву своей жизни. Отец Станислав готов к ней. В каждой святой Литургии, в конце Пресуществления Даров он произносил слова: «Это совершайте в память обо Мне». Теперь эти слова исполнятся в его жизни. Он соединится со смертью Иисуса, отдав тело и кровь за тех, кого доверил ему Господь.

Отец Станислав просит будущего читателя его бревиария, чтобы тот передавал привет его родным землям в селе Dziekszta.

  Отца Серафима сослали в Казахстан, и он спрашиваетсебя, чтоемунужновынестиизэтих записок. Что Господь хочетсказатьему, объяснить, напомнить через слова расстрелянного священника, ведьимобоимдоверена одна и та же миссия – пасти овец одного Пастыря, работать на всетех же нивах Иисуса.ОтецСтанислав не испугалсясмертиво имя Христа. Ссылка, тюрьма и даже пуля в затылок не могутсбить с курса и Серафима. Бытьверным до конца, до последнеговздоха. Да, этотбревиарий от Николая – не случайность. Страницызавещания отця Станислава – бесспорно, посланиеИисуса для Серафима. Слова подкрепления для его уставшегосердца.

   (Размышления и комментарий - брат Казимир Гузик OFM Cap)


Хор из костела в г. Ровно. Внизу справа Николай


МОЛИТВА ПО ХОДАТАЙСТВУ ДОСТОЧТИМОГО СЛУГИ БОЖЬЕГО СЕРАФИМА КАШУБЫ

 

Боже, Ты одарил Своего Слугу Божьего Серафима достоинством Христова священства,

и благодаря благодати призвания к Ордену Братьев Меньших Капуцинов

позволил ему посвятить все свои силы на Твою славу,

для Твоего Царства и ради спасения человека.

Соделай милостиво так, чтобы мы по его примеру

постоянно совершенствовались в действенной любви к Тебе и Твоей Церкви.

Будь прославлен, Господи, в Твоем Слуге Серафиме, в его жизни и поступках, 

позволь мне утешится его святым заступничеством,

и удели благодать, в которой нуждаюсь……..

 Тебе, Боже, в Троице Единому, честь и слава на веки веков. Аминь.

 

(Отче наш. Радуйся, Мария. Слава Отцу.)

Сайт Кустодии Отдена Братьев Меньших Капуцинов

в Украине и России

http://kap.org.ua/ 

бул. Перова, 1 Б, Киев, 02125, Украина

e-mail: ofmcap.ua@gmail.com