18. "Я остался совсем один на всю Волынь"

 

25 апреля 1966 г.

  "Сегодня как-то тоскливо. Дождь моросит лениво, но непрерывно. Опять будет грязь, и о прогулке не мечтай. Чувствую себя ужасно одиноко. С тех пор, как о. Ян почил на луцком кладбище, я остался совсем один на всей Волыни. В Тайынше я тоже был один, но об этом не было и помыслов, когда у меня были готовы крылья к полету. Сейчас одиночество невыносимо усилилось. Мне некому доверить тайну души, и в памяти пульсирует тревога Апостола: «ne cum ceteris praedicaverim, ipse reprobus efficiar". Как мудро и милосердно, Иисус, Ты посылал своих учеников по двое: "binos".

Не помню, когда и где мы впервые встретились с отцом каноником. Возможно, это было несколько дней спустя, в той же плебании, где он жил до того, когда на совсем переехал в Луцк.

  Господин Мединский привез меня на своем экипаже, потому что об автобусе еще не было и речи, а добираться поездом тоже было трудно. Приземистый, невысокий, всегда по-отечески улыбающийся, о. Ян время от времени хватался за сердце. Очень гостеприимный, часто беспокоился - как принять гостей, потому что сам жил скромно и обходился без хозяйки. Мы часто виделись, потому что у него было право на Здолбунов, как у давнего тайкурского настоятеля, от которого приход Здолбунов затем отделился.

   В Луцке я тоже бывал у него как у соседа и того, кому мог раскрыть свою душу. Эти визиты приносили мне много радости и утешения. Я всегда выезжал оттуда, подкрепленный в духе, хотя у него самого было немало проблем. Во-первых, на кафедру свалились налоги. Мы все вместе собирали пожертвования. Одна дама из Ровного пожертвовала золотую цепочку. Потом пришло указание о ремонте на немыслимую сумму – в конце концов, каким-то образом его отменили. Это был болезненный удар для всех, кто остался в епархии. Столицу епархии перенесли в часовню на кладбище. Для старенького священника началось ежедневное, достаточно продолжительное скитание. Его силы были на исходе, но он не жаловался и дальше продолжал что-то делать, всегда готовый послужить другим.

Когда я болел, он проведывал и поддерживал меня. Может, это и не мелочь, что имея много других занятий, он помогал в учебе дочери хозяйки, у которой жил.

   Я одевался на Святую Литургию в Остроге, когда меня известили, что он умер. Тихо и скромно, как жил. Болезнь мучила его уже давно, но никто об этом не знал. Как-то мы с отцом Ясьонским стояли подле его могилы и осознавали, что в ней покоится прошлое епархии".  

   (Отрывки из дневника "Strzępy" о. Серафима Кашубы OFM Cap)


   Пребывая в ссылке в казахском селе Арыкты, о. Серафим переносит в свой дневник, страница за страницей, события текущей и прошедшей жизни. Его адресат – возлюбленная родная сестра Мария. Именно ей ему хочется доверить тайны своей души, а также истории людей, которых он встретил. Именно с ней стремится поделиться одиночеством своего сердца. За окнами дождь, а это значит, что его любимые прогулки по степи вокруг села в ближайшее время невозможны. Земля так сильно размокает, что без резиновых сапог и даже в них далеко не уйдешь. Постепенно к сердцу изгнанного священника подступает мрачная меланхолия.

   Он очень эмоционально переживает свое одиночество вдали от близких людей и без надежды на скорое освобождение. Хотя о. Серафим и прежде был один, но возможность нести Слово Божье и приходить к людям, ожидающим его, всегда давала ему крылья. В мыслях он переносится в прошлое, в этот раз он воспоминает о душевном друге - священнике Яне Рутковском.

   В тот памятный день, 11 августа 1945 года, когда на станции Здолбунов отец Серафим вышел из поезда, в котором вместе с репатриантами ехал в Польшу, он думал, что теперь он единственный римско-католический священник от Львова до Киева. Тогда он не знал, что кроме него есть еще трое других священников в разных уголках Волыни, которые не уехали с репатриантами, а остались. Отец Ян Рутковский остался в Луцке, отец Мартин Вильк, собрат Серафима из Ордена Капуцинов - в Куйбышево, а отец Марьян Ясьонский - во Владимир-Волынском. Позже, в 1946 году, эти два последних священника разделили судьбу других священнослужителей, которые были арестованы советскими спецслужбами.

   Таким образом, до 1955 года на Волыни будут только он и о. Ян, который возглавил приход в Луцке и руководил всей епархией в качестве администратора вместо епископа Адольфа Шельонжека. Несмотря на шантаж со стороны НКВД, епископ Адольф был непреклонен и не хотел добровольно покидать Луцк и епархию. Однако в январе 1945 года он, как и многие другие, был арестован и направлен в тюрьму в Киев. 

Луцкий Кафедральный собор Св. Апостолов Петра и Павла
Луцкий Кафедральный собор Св. Апостолов Петра и Павла

В течение 1944-1945 годов советский режим также арестовал 15 других римско-католических священников из разных городов и сел Украины. Страницы дневника обнажают уязвимость и чуткость сердца Слуги Божьего, который ценит, на первый взгляд, простые и незаметные для посторонних глаз наименьшие жесты любви. Он тщательно записывает и описывает малейшие дары самоотверженных сердец и доброты людей, как будто таким образом хотел извлечь из небытия то, что известно одному Богу и укрыто от человеческих глаз. Так, о. Серафим вспоминает о золотой цепочке, которую одна набожная женщина пожертвовала ради спасения от уничтожения собора. Или о помощи о. Яна в обучении маленькой девочки, или его путешествие из Луцка в Ровно (специально ради Серафима!) – для того лишь, чтобы навестить Слугу Божьего во время его болезни. В своих воспоминаниях о. Серафим вспоминает не только доброе сердце о. Яна, но и его усердное, невзирая на преклонный возраст, служение Богу и людям. С расстояния времени, в нескольких словах отец Серафим определяет то исключительное место, которое занимал в его жизни отец Ян. Он коротко говорит о нем: "Сосед и тот, кому могу доверить свою душу", однако в этой немногословности кроется глубокое понимание того, кем на самом деле был для Кашубы о. Ян Рутковский. Именно поэтому печальная весть о смерти этого "доброго пастыря Волыни", умершего в Луцке в 1955 году, так сильно взволновала отца Серафима. В своем дневнике он записал: он умер "тихо и смиренно, как и жил ...", таким образом, Серафим подвел итог 80-летней жизни о. Яна Рутковского. «Тихо и смиренно» - это, кажется, так немного, а на самом деле, это та жертва, которая предопределяет святость верного до последнего вздоха священника. На похоронах, кроме отца Серафима, был только о. Марьян Ясьонский, который после долгих лет осуждения и освобождения из лагерей исправительных работ в Сибири вернулся в 1955 году в Украину. Другие священники Луцкой епархии не приехали. Причина проста: в живых или на свободе из них уже не было больше никого, потому что 22 священника были расстреляны в тюрьмах, 19 - замучены бандами в 1943 году, 14 - находились в сибирских лагерях, другие 18 выехали или были высланы в Польшу. Епископа, отца епархии, нет. Освобожденный в 1946 году из тюрьмы в Киеве, епископ Адольф Шельонжек был изгнан в Польшу, где умер в 1958 году далеко от своих.


Фотографии пожара г. Луцьк (1941-1944 гг.)

  Маленький эпизод о золотой цепочке воссоздает в памяти о. Серафима историю борьбы за луцкий собор, которую о. Ян вел вместе с верными в течение трех лет - с 1945 до 1948 года.

Дело в том, что в 1944 году на луцкий костел было сброшено 5 немецких бомб. Одна из них повредила башню, другая - подвальную часть. Костел без ремонта постепенно приходил в аварийное состояние. Власти обвинили верующих, что они не заботятся о своем храме. В этом заключалась определенная тактика советского атеистического режима, который искал любой повод, чтобы закрыть святыни.

  Апеллируя тем, что в поврежденном культовом здании нельзя править службу, местные власти требовали выполнения ремонтных работ. Составленные ими смета и перечень работ были настолько дорогостоящими, что заранее было известно, что такие ремонты не по силам верным. В начале 1948 года луцкий приход насчитывал более 500 верующих. Чтобы сохранить за общиной кафедральный собор, отец Ян обратился к верующим из других городов и сел. Вскоре луцкая община сообщила уполномоченному по делам религии, что католики Ровно и Львова согласились собрать необходимые средства на ремонт Луцкого собора, однако чиновник твердо заявил, что решение о закрытии кафедры уже принято и никто его отменять не будет. Таким образом, власть искала только повод, чтобы закрыть святыню и уничтожить веру. Это был один из многих методов борьбы новой на тех землях советской власти с Богом.

Интерьер Луцкого кафедрального костела, 1920-1939 гг.
Интерьер Луцкого кафедрального костела, 1920-1939 гг.

   Кафедральный собор является «матерью и главой всех костелов епархии». Он является центральным местом поклонения Богу, которое возглавляет епископ. Именно в этой святыне в торжества совершается праздничная Литургия, происходят рукоположение, освящение мирра и благословение масла, которым помазываются больные, а также отмечаются важнейшие события в жизни местной Церкви, в частности Синод, принятие нового епископа или его похороны. Обычно в фундаментах кафедрального храма находятся останки умерших епархиальных епископов, которые являются словно бы столбами веры для местной Церкви.

   В 1948 году католики Луцка вынуждены были оставить свою «матерь» - кафедральный собор. "Это был болезненный удар для нас всех, кто остался в епархии. Столицу епархии перенесли в часовенку на кладбище". О. Серафим осознает, что сердце епархии – величественная кафедра, место обитания и служения епископа, теперь заменена на малюсенькую часовенку. Его слова символично характеризуют обстоятельства, в которых оказалась Римско-Католическая Церковь не только на Волыни, но и в целом в Советском Союзе. Как когда-то, во времена гонений римскими императорами, первые ученики Христа собирались на кладбищах, так и теперь их далекие потомки, но теперь уже в Луцке, и не только, тоже были обречены на подобную судьбу. Борьба с Богом на тех землях только начинается.

   После смерти о. Яна в 1955 году ситуация  становится еще более критической. Епископа и даже его представителя нет. Со всей епархии, которая насчитывала вначале 220 священников, остался только один – отец Серафим. "Я остался совсем один на всю Волынь". Изгнанный теперь в Арыкты, он вспоминает с болью эти переломные моменты в жизни католической общины. Но вопреки драматичности обстоятельств, вопреки тому, что местом кафедрального собора стало кладбище, а он остался один, отец Серафим осознает, что у него есть еще две руки и две ноги, чтобы искать и нести на плечах потерянных овечек, что сердце в его груди может биться в унисон с сердцем Иисуса, чтобы утешать опечаленных и дарить им Божье милосердие. Слова "Вы не сироты" - почти, как Иисусово "Я всегда буду с Вами" - теперь в 1955 году по-особенному звучат в Луцкой епархии.

   (Размышления и комментарий брат Казимир Гузик OFM Cap)

 

Немецкая карта Волыни 1908 г.
Немецкая карта Волыни 1908 г.
Польская карта Волыни
Польская карта Волыни


МОЛИТВА ПО ХОДАТАЙСТВУ ДОСТОЧТИМОГО СЛУГИ БОЖЬЕГО СЕРАФИМА КАШУБЫ

 

Боже, Ты одарил Своего Слугу Божьего Серафима достоинством Христова священства,

и благодаря благодати призвания к Ордену Братьев Меньших Капуцинов

позволил ему посвятить все свои силы на Твою славу,

для Твоего Царства и ради спасения человека.

Соделай милостиво так, чтобы мы по его примеру

постоянно совершенствовались в действенной любви к Тебе и Твоей Церкви.

Будь прославлен, Господи, в Твоем Слуге Серафиме, в его жизни и поступках, 

позволь мне утешится его святым заступничеством,

и удели благодать, в которой нуждаюсь……..

 Тебе, Боже, в Троице Единому, честь и слава на веки веков. Аминь.

 

(Отче наш. Радуйся, Мария. Слава Отцу.)

Сайт Кустодии Отдена Братьев Меньших Капуцинов

в Украине и России

http://kap.org.ua/ 

бул. Перова, 1 Б, Киев, 02125, Украина

e-mail: ofmcap.ua@gmail.com