17. "Не берите ни денег ни сумки..."

25 апреля 1966 г.

  "В Ровно две башни приветствуют нас криком молчаливого отчаяния. Несколько месяцев назад я спрашивал одного жителя, который там остался (о. Сиревич в Дахау, Сикорский в Польше): "Что думаешь делать?" "Я не уеду!" - звучал ответ. И вот теперь колокола молчат. Какие-то танкисты терроризировали его, и этого хватило, чтобы верные остались одни. В конце концов, чему удивляться. Подобный разговор у меня был во Львове с епископом. Когда после приезда я застал пустой монастырь, зашел к нему посоветоваться, потому что он был нашим другом: "Держитесь, отец - сказал с добротой, - я не уеду", - а скоро от курии не осталось и следа.

  Подъезжаем к Здолбунову. Мысли роятся. Нужно принимать решение. Затем будет поздно. Если бы с кем-нибудь посоветоваться. Припоминается некий голос, ах, это отец канцлер Ших (Szych) говорит: "Отче! Мы все должны уехать, может, Вы останетесь с полным правом на епархию". Кажется, что я ответил с улыбкой: "Только рукоположения не хватает". Я не знал тогда, что отец Ян тоже остается. Как бы там ни было, я уже имел при себе документ, подписанный отцом Шуманом: "Для выезда поляков". В Здолбунове уже не было времени раздумывать.

   Когда поезд с треском тормозов остановился, я взял чемоданчик, попрощался с одной только Анелей и незаметно перешел рельсы. А вещи? Пусть едут в целости на Родину. Может, скоро там будет моя семья, может, и я. В конце концов "Для выезда поляков". А впрочем: "не берите ни мешка, ни сумы". Плебанию я застал закрытой, но так как у меня было приглашение, я пробовал открыть своим ключом. Подошел прекрасно. Осматривал кухню, спальню и комнату.

   Все в порядке, но, видно, давно уже здесь не хватает хозяина. Есть фортепиано с нотами, какие-то образа, портреты. Вскоре появились первые прихожанки - обе очень обходительны. Нет, не покину вас. Но сейчас нужно в Ровно. День святой Клары - воистину ясный, прекрасный первый день новой работы".

   (Отрывки из дневника "Strzępy" о. Серафима Кашубы OFM Cap)

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Плебания - усадьба, дом приходского католического священника.


Костел Св. Антония в г. Ровно
Костел Св. Антония в г. Ровно
железнодорожная станция в г. Ровно
железнодорожная станция в г. Ровно

В 1950-х годах були уничтожены башни, алтари, витражи и внутреннее убранство костела в г. Ровно

   Следующая запись в Дневнике отца Серафима датирована 25 апреля 1966 года. Однако, в этот день он вспоминает события двадцатилетней давности, когда в 1945 году он решил уехать в Польшу вместе с верными. Это был момент так называемой "репатриации" - возвращения на Родину, которая для тех, кто столетиями жил на этих землях, фактически означала принудительное переселение. Тысячи людей под угрозой ареста и дискриминации вынуждены оставить земли своих предков и отправиться в неизвестность: кто-то – на запад, в Польшу, где нужно было на ровном месте обустраивать новую судьбу, а кто-то на восток, вглубь Советского Союза, что, по сути, было своеобразной формой ссылки. Само переселение иногда длилось неделями: в голоде и холоде, не покидая железнодорожных вокзалов, переселенцы ожидали поезда, часто не имея крова над головой и защиты от грабителей. А когда, наконец, прибыл нужный эшелон, они вынуждены были втискиваться в товарные поезда и именно таким бесчеловечным способом добираться до границы. В холодное время года для многих это имело трагические последствия.

  Отец Серафим вспоминает начало своего служения на Волыни, когда в 1940 году, имея 7-летний священнический стаж, он начал здесь свой душепастырский труд. Как оказалось позже, принятое тогда решение стало чрезвычайно важным. Оно повлияло на всю его дальнейшую жизнь и отразилось в судьбах многих людей… Во Львове Господь призвал Серафима довериться Его любви, и он не уклонился и пошел туда, куда вел его Иисус. Теперь, спустя 5 лет, наступил не менее важный момент. Еще один решающий жизненный выбор – уехать или, может быть, остаться в Советском Союзе? Нелегкая задача, ибо молодой священник должен распознать голос Иисуса среди многих других раздающихся в его сердце голосов. Внутреннее напряжение возрастает. Наступает время принимать судьбоносное решение. Так он переживал все это глубоко в сердце в тот момент, когда эшелоны с репатриантами уже проехали через Ровно. Следующая остановка – Здолбунов.


"Любимому Николаю" - это фото подписано отцом Серафимом Кашубой в подарок соработнику, мирянину.

На фото о. Серафим, о. А. Хомицкий, парафияне из Корца.


На фото о. Серафим с о. А. Хомицким возле могилы погибших польских солдат, г. Корец

   Когда в 1940 г. отец Серафим отправлялся в путь на Волынь, он мог посоветоваться относительно Божьей воли с о. Шубертом, опытным духовником и мудрым Божьим человеком. А теперь он знает, что ни у кого не может спросить совета и никто из людей не слышит тот Голос, который тихо, но с каждым часом дороги на запад, в Польшу, все сильнее и четче звучит в его душе. Отец Серафим пытается найти в тайниках памяти голоса, которые могли бы как-нибудь осветить темноту его сердца. Этот священник сказал так, тот – иначе… В январе 1945 года НКВД арестовал в Луцке епископа Адольфа Шеленжика и знающих его священников. Многих из них отец Серафим знал лично: каноника Адольфа Кукурузинского, каноника Бронислава Джепецкого, отца Станислава Щипту, отца Юзефа Кучинского, каноника Владислава Буковинского, прелата Кароля Галенжовского, отца-францисканца Александра Бьен, отца Антония Хомицкого, отца капуцина из Острога Ремигия Кранца, отца Анджея Гладисевича, отца Владислава Чижевского, отца Антония Пьотрковского, отца Фаустина Лисички, отца Антония Домбровского

   Голос здравого рассудка и страха упорно подсказывает: "Если останешься, возможно, разделишь с ними свою судьбу…" 

Слуга Божий Адольф Петр Шельонжек, епископ Луцка
Слуга Божий Адольф Петр Шельонжек, епископ Луцка
О. Серафим (слева) со священиками
О. Серафим (слева) со священиками
Три друга (слева направо) о. Ю. Кучинський, о. Б. Джепецкий,   о. В. Буковинский
Три друга (слева направо) о. Ю. Кучинський, о. Б. Джепецкий, о. В. Буковинский

О. Антоний Хомицкий и о. Мартыниан Дажицкий
О. Антоний Хомицкий и о. Мартыниан Дажицкий
О. Ян Рутковский
О. Ян Рутковский
О. Андрей Гладисевич
О. Андрей Гладисевич

О. Юзеф Кучинский
О. Юзеф Кучинский
О. Бронислав Джепецкий
О. Бронислав Джепецкий
Блаженный Владислав Буковинский,  настоятель Луцкой кафедральной парафии
Блаженный Владислав Буковинский, настоятель Луцкой кафедральной парафии

  Однако, и это не было светом для Серафима. Дух говорит и убеждает – "Не ошибешься!" Именно этот голос нужно искать – голос Иисуса. Уже невозможно ехать дальше. "С каждым километром промедления могу отдалиться от Божьей воли". Поезд с визгом тормозов остановился. "Я должен встать и просто выйти из вагона. Нельзя больше тянуть. Не знаю, что должно произойти, но дальше не могу ехать, чтобы не разминуться с Ним. Дух подсказывает ступать по следам Иисуса, а Он - Добрый Пастырь, не покидающий своих овец, даже если бы из них осталась одна потерянная. Пойду вслед за Ним!"

  Отец Серафим поднимается, берет чемоданчик и незаметно, почти не прощаясь со своими спутниками, спускается на рельсы и дальше без колебаний идет туда, где костел. „Nie nie nie opuszczę was”. Где Учитель, там и Его ученик. Господь позаботится обо всем. Не надо волноваться. Он все предусмотрел.

  Ночь закончилась. Брат Солнце осветил тьму его сердца. "Теперь, Господи, дай мне истинную веру и непреклонную надежду, чтобы святую волю Твою исполнил я, Боже. Чтобы исполнил я Твою безошибочную волю". Солнечный день 11 августа, как и должно быть в день святой Клары. Первый день новой жизни.

 (Размышления и комментарий - брат Казимир Гузик OFM Cap) 




МОЛИТВА ПО ХОДАТАЙСТВУ ДОСТОЧТИМОГО СЛУГИ БОЖЬЕГО СЕРАФИМА КАШУБЫ

 

Боже, Ты одарил Своего Слугу Божьего Серафима достоинством Христова священства,

и благодаря благодати призвания к Ордену Братьев Меньших Капуцинов

позволил ему посвятить все свои силы на Твою славу,

для Твоего Царства и ради спасения человека.

Соделай милостиво так, чтобы мы по его примеру

постоянно совершенствовались в действенной любви к Тебе и Твоей Церкви.

Будь прославлен, Господи, в Твоем Слуге Серафиме, в его жизни и поступках, 

позволь мне утешится его святым заступничеством,

и удели благодать, в которой нуждаюсь……..

 Тебе, Боже, в Троице Единому, честь и слава на веки веков. Аминь.

 

(Отче наш. Радуйся, Мария. Слава Отцу.)

Сайт Кустодии Отдена Братьев Меньших Капуцинов

в Украине и России

http://kap.org.ua/ 

бул. Перова, 1 Б, Киев, 02125, Украина

e-mail: ofmcap.ua@gmail.com